Аюрведа - это старейшая медицинская система, которая дожила до наших дней. Это целостная система излечения, которая сфокусирована на восстановлении и поддержании здоровья человека. Несмотря на то, что Аюрведа рождена древними текстами, ее принципы вполне применимы в современном мире, так же как и в раннем ведическом обществе.
Принципы Аюрведы заключают в себе секрет природного равновесия человека и природы.
По Аюрведе каждое живое существо во вселенной являет собой комбинацию пяти элементов (панчамахабхута). Эти пять элементов: эфир, воздух, огонь, вода и земля. Поддержание всех пяти элементов в гармонии между собой и есть верный путь к здоровью и долгожительству. Каждый элемент соответствует какой-то системе тела: вода отвечает за жидкости тела, земля – за костную систему, огонь контролирует работу энзимов, воздух связан с движением, а эфир отвечает за полости тела. Панчамахабхута связаны с тремя типами дош или конституций. Воздух и эфир вместе составляют вату, огонь и вода – питту, а земля и вода – капху. Определить принадлежность человека к тому или иному типу конституции на глаз невозможно: для этого нужно знать его привычки и психологические особенности.
Наряду с дошами нельзя умалять влияние трех гун (качеств или энергий): саттвы, раджаса и тамаса. Саттва - это субъективный мир, который постигает и манипулирует материалами. Тамас – объективный мир с его пятью составляющими: звуком, прикосновением, визуальными образами, вкусовыми качествами и запахами. Раджас - это сила, энергия движения, которая объединяет саттву и тамас.
Аюрведа определяет семь типов телесных тканей, известных как сапта дхату. Это столпы человеческого тела, обеспечивающие питание, рост и поддержку ума и физической формы. Каждая из дхату управляется какой-то из трех дош. Дхату отвечают за вывод отходов из организмов, любые задержки и дисбаланс в этой их деятельности ведут к заболеваниям. В человеческом теле также существует тринадцать каналов (шрота), отвечающих за движение в теле пищи, воздуха и воды. В более поздних вариантах трактовки говорится уже о 16 шротах.
Кроме того, тело состоит из огня пищеварения – Агни, который отвечает за процессы метаболизма. В теле и уме существует тринадцать видов Агни: джатарагни, пять бхутагни и семь дхатагни. Джатарагни отвечает за базовое пищеварения и другие виды Агни. Бхутагни отвечают за метаболизм пяти элементов, а дхатагни – семи дхату.
Аюрведа, говоря о вкусах, имеет ввиду не просто ощущения, а энергии, способные управлять телом. В аюрведической кухне существует 6 вкусов, соответствующих биохимическим свойствам продукта до момента его переваривания, в отличие от разделения на гуны и доши по процессу и результатам пищеварения.
Источник: ayurpractice.ru