Порой некоторые из нас, решив встать на праведный путь, начинают думать, что приближаются к святости. Мы вдруг с презрением начинаем смотреть на тех, кто не умеет садиться в позу лотоса, ест мясо и смотрит «Дом-2».
Мы с осуждением смотрим на знакомых, которые не находят времени на чтение книг, которые мы им любезно предложили.
Для кого-то это может показаться смешным. Но это совсем не смешно. Подобное поведение называется духовной гордыней. Все мы знакомы с гордыней материальной, когда кто-то начинает кичиться своими материальными благами. И все мы такое поведение осуждаем. Но ведь хвалиться количеством приобретенных знаний, навыками в сфере духовных практик и количеством добрых поступков – это же совсем другое дело! Люди, которые ведут себя подобным образом, не понимают, что не так важно, чем они кичатся: суть от этого не меняется. Речь все равно идет о гордыне, в основе которой, как известно, лежит следующая мысль: я лучше других, я ближе к Истине.
Обратимся к евангельской притче о мытаре и фарисее. Кем был Мытарь? По сути своей почти бандит, который выбивает долги из нищих. Только ленивый его не проклинает. Проводить время в молитвах ему некогда, он постоянно занят. Фарисей же добровольно отказался от всех мирских благ и стал частью духовной элиты. Но чья же молитва будет более угодна Богу? Да-да, молитва того, кто считает себя самым презренным на свете существом, того, кто считает себя недостойным посещать синагогу во время праздника. Именно он ближе всех к истине, потому что он просто человек.
Сказать по правде, человек, который начинает заниматься духовными практиками, рискует куда больше, чем когда он вовсе ничем не занимается. Потому что, как говорится: «Кому больше дано, с того больше спрос».
Всегда помните, зачем именно вы ступили на путь медитации и добрых дел. Здесь может быть лишь одно правильное намерение: совершать действия ради самих действий.
Если вы занимаетесь духовными практиками, ожидая чего-то взамен, то это ни что иное как идолопоклонство. Учтите это.
Помните, что для духовного здоровья человека нет ничего хуже, чем уверовать в то, что он лучше других людей. Входя в зал для духовных практик, мы моментально попадаем в группу риска. Обратите внимание, что вы чувствуете, выйдя оттуда. Окружающий мир вдруг начал казаться вам серым, унылым и убогим, а люди жалкими и бездуховными? Но разве духовные практики учат нас воспринимать мир так? Все как раз наоборот, и по-настоящему духовным может считать себя тот человек, который это понимает.